Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Смоленской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

История

История Казначейства

«Предмет сей части определяется самим ее имянованием. Все источники казенных доходов должны состоять в одном министерстве, ибо нет ни одного из них, который бы с другим не имел тесной связи. Слабость или истощение одного должно быть заменяемо другим, а сего без общего соображения сделать невозможно».

«Главное расстройство в финансах - есть несоразмерность расходов с приходами, а поэтому...расходы должны быть учреждаемы по приходам и назначение издержек есть первая и самая существенная операция в финансах».

(М.М. Сперанский)

История создания казначейства естественным образом совпадает с началом процесса образования Русского централизованного государства.

В средние века в период правления на Руси Ивана III обозначился переход от удельного княжения к государственному управлению. Были созданы Приказы, в том числе финансовые: Большого Двора, Большого Прихода, Счетный. Именно Счетный Приказ, судя по всему, служил неким прообразом современного казначейства, потому что его обязанностью было ведать «всего Московского государства приходом, расходом и остатком по книгам за многие годы». А с созданием в 1512 году Казенного Приказа в «штатном расписании» появилась и должность казначея - хранителя великокняжеской казны и архива. Хранились в Казенном Приказе в то время - золото, серебро, посуда, бархат, шелк и др. Однако системной организации государственных финансов до Петра I не существовало.

Царствование Петра Великого произвело полный переворот в системе местного управления. В 1717-1718 годах вместо прежних Приказов было создано 12 коллегий, половина из которых имела финансово-экономический характер. С финансовой точки зрения, самыми важными из них были три:

- Камер-коллегия, ведавшая государственными доходами и имуществом;

- Штатс-контор-коллегия, ведавшая государственными расходами;

- Ревизион-коллегия, наблюдавшая за исполнением смет по доходам и расходам.

Высшим органом финансового управления в стране был Сенат.

Контроль за поступлением доходов в провинциях осуществляли воеводы - главы 45 провинций, входящих в состав 11 губерний. Непосредственный сбор доходов возлагался на надзирателей сборов, или камериров, под начальством Камер-коллегии. Одновременно в ведении Штатс-контор-коллегии утверждается должность рентмейстера, или казначея. Казначей принимал поступающие сборы, хранил их в особой земской казне и выдавал по ассигновкам. Казначейство, или рентарея, состояло при губернской канцелярии, а в столице деньги поступали в главную Казенную палату, откуда производились расходы по центральному управлению.

Екатерина II

В период царствования Екатерины II первым по значению правительственным лицом становится Генерал-прокурор. Он ежегодно представляет на утверждение Императрицы табели о государственных доходах, расходах и остатках. Сосредоточение в руках Генерал-прокурора общего надзора за государственными финансами дало возможность установить более правильную финансовую систему.

Так, важнейшей ступенью в ее развитии стал выход в 1775 году правового акта «Учреждения для управления губерний Российской Империи», согласно которому в каждой губернии создаются Казенные палаты, которые, по сути, начинают выполнять функции представительств финансовых органов на местах. Губернии теперь делятся на уезды, и в каждом уезде - свой уездный казначей, назначаемый на эту должность на три года. В его обязанности входит прием и хранение всех казенных доходов своего уезда. При приеме денег от плательщиков он обязан выдавать квитанции. Одновременно были упорядочены учет и отчетность, что позволило составлять более реальный бюджет (табель государственных доходов и расходов).Одним из самых примечательных изменений в организации управления финансами во время правления Павла I стал вывод казначейских «экспедиций» Сената из ведения Генерал-прокурора и подчинение их Государственному казначею. Таким образом, управление финансовой частью государства становится самостоятельным.

Александр I

Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I. В сентябре 1802 года был подписан Манифест «Об учреждении Министерств», предусматривающий образование восьми министерств, в том числе и Министерства финансов. Ведомство Государственного казначея осталось нетронутым. В 1809 году одним из самых замечательных умов в русской истории М.М. Сперанским был подготовлен план финансовых преобразований, известный как «План финансов». Это было начало новой эпохи в истории российского бюджетного хозяйства: подобного систематического свода правил о составлении, рассмотрении и исполнении смет никогда до этого не было.

А с учреждением в 1821 году Департамента Государственного казначейства в Российской Империи окончательно сложился и, впоследствии, был усовершенствован и отлажен четкий механизм деятельности казначейств от центрального - Департамента государственного казначейства - до местных - губернских и уездных казначейств.

В царствование Императора Николая I проводится постоянная и упорная работа по совершенствованию управления, в частности, был проведен ряд мероприятий по упорядочению переписки и отчетности. Александр II

С приходом к власти Императора Александра II произошли коренные изменения в жизни страны, повлекшие за собой и финансовые преобразования. Началом реформы в бюджетном, кассовом и ревизионном деле следует считать 1858 год. Это год начала разработки бюджетного законодательства, которая продолжалась более трех лет. Кроме того, в результате финансовой реформы Александра II происходит преобразование кассового устройства по принципу «единства касс»: до 1863 года каждое министерство имело свое казначейство, которое собирало доходы и производило расходы по данному ведомству, передавая в кассы Министерства финансов лишь свободные остатки, теперь же все казначейства министерств были упразднены и их обязанности возложены исключительно на кассы Министерства финансов.

Кассы министерства финансов должны были, с одной стороны, соединить все поступающие доходы, с другой - производить государственные расходы, непосредственно выдавая их кредиторам казны. В 1864 году единство кассы было введено в 12 губерниях, а в 1866 году - повсеместно.

История создания Смоленского казначейства естественным образом совпадает с процессом образования казначейской системы Российской государства.

В 1866 году было образовано Смоленское казначейство как самостоятельное губернское учреждение.

В штат казначейства входили губернский казначей, помощник казначея, главный бухгалтер, старший бухгалтер, 4 бухгалтера и 3 кассира. Все сотрудники губернского казначейства имели чин, соответствующий занимаемой должности.

Казначейство совершало сбор доходов по распоряжениям различных учреждений (Смоленского губернатора, Смоленской казенной палаты, Министерства финансов, Государственного банка, Министерства внутренних дел и др.), следило за своевременным поступлением доходов, представляя казенной палате сведения о накопившихся неуплатах. Избытки доходов уездные казначейства передавали в Смоленское казначейство в определенные сроки, а последнее - в Смоленский государственный банк. В обязанности казначейства входили:

- прием, хранение и расходование специальных средств и депозитов правительственных учреждений, общественных и сословных сумм;

- продажа гербовой бумаги, марок, бандеролей, бланков, свидетельств и патентов по акцизным сборам;

- выдача свидетельств на право торговли и промыслов, билетов на торговые и промышленные заведения и паспортов мещанам;

- прием на временное хранение сумм присутственных мест, общественных учреждений и должностных лиц, а также перевод частных денежных сумм из одного города в другой через местные казначейства;

- счетоводство по всем доходам и расходам казначейства и представление в установленные сроки отчетности, как казенной палате, так и учреждениям государственного контроля (контрольной палате).

В связи с возросшим объемом работ штат смоленского казначейства в 1896 году был расширен, введены должности вольнонаемных писцов и присяжных счетчиков. На работников казначейства был возложен ряд операций государственного банка:

- открытие текущих счетов;

- размен денег;

- уплата процентов по купонам;

- перевод денег.

В дальнейшем структура и функции Смоленского губернского казначейства не изменялись до октября 1917 года, когда был создан финансовый отдел Смолгубсовнархоза, и казначейства перешли в его ведения.

В советское время в результате финансовых мероприятий Комиссариата финансов (национализация банков, аннулирования процентных бумаг, создание местных финансовых органов) кассовые операции госбюджета стали исполняться органами государственного банка.

Исполнение российского бюджета и контроль за расходованием государственных средств в Российском государстве традиционно осуществлялось казначейскими учреждениями, а после 1917 года созданными на их основе приходно - расходными кассами Наркомфина.

С середины 20-х годов функции казначейства были переданы Госбанку.

Возрождение казначейства на Смоленской земле состоялось 15 декабря 1993 года в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации №90 л/с от 20 октября 1993 года.

Создание городских (районных) отделений было завершено в июне 1994 года.

На территории области органы федерального казначейства функционируют в 26 районах и городах, и выполняют задачи и функции, возложенные на органы казначейства, связанные с исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по доходам и расходам.

Документ создан: 1.01.2014 02:46 (изменен 8.10.2015 11:08)